Домой » Экономика » Сельхозземли будут продавать через электронные аукционы

Сельхозземли будут продавать через электронные аукционы

Продавать сельхозземлю после отмены моратория будут на электронных онлайн-аукционах. Право на покупку земли получат только граждане Украины. Иностранцы и юрлица на первом этапе будут исключены с рынка. Разработанная Государственной службой Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра концепция реформирования действующей системы земельных отношений предполагает два этапа аграрной реформы, пишет в статье глава Госгеокадастра Максим Мартынюк.
233
На первом этапе, после окончания срока действия моратория с 2016 года, — будет открыта продажа сельхозземель государственной формы собственности.

На втором, с 2019 года, — рынок откроют для продажи земли гражданами. Концепция представляет собой пакет из шести законопроектов, из которых лишь один — “Об обороте земель” является полноценным новым законом, остальные же изменяют действующие нормативные акты, что, по словам Мартынюка, “позволяет надеяться на их прохождение в парламенте”. Ключевой и одновременно самый сложный вопрос в проведении земельной реформы — это запуск рынка земли. “Мы предлагаем двухэтапный вариант. Первый этап — с 1 января 2016 года — предполагает продажу сельхозземель государственной формы собственности”, — пишет Мартынюк.

Задача первого этапа — сгладить ценовые колебания, которые однозначно будут стремиться вниз. Первая волна будет самой массовой с точки зрения предложения, и для нее будут характерны минимальные цены. Право на покупку земли получат только граждане Украины. Иностранцы и юрлица на этом этапе исключены с рынка. По мнению главы Госгеокадастра, в покупке государственных земель будут заинтересованы агрохолдинги. Но не стоит преувеличивать исходящую от них опасность, говорит он, — большая часть рынка занята компаниями среднего размера. Потенциально агрохолдинги могут быть заинтересованы в покупке около 4 млн га земли, что составляет 10% земель сельскохозяйственного назначения в Украине. “Если мы увидим, что модель не сработает, то встанет вопрос о расширении круга покупателей, но все равно со значительными ограничениями в части юрисдикции”, – продолжает Мартыненко. Продажа сельхозземли будет возможной только через аукционы.

Сами аукционы должны быть прозрачными, удобными, с привлечением максимального количества участников. “Этого можно достичь, только переведя их в онлайн, на электронную площадку”, – отмечает чиновник, добавляя, что сейчас как раз заканчивается разработка такого проекта электронных аукционов при поддержке европейских консультантов из проекта Еврокомиссии Twinning по испанскому образцу. “Это навсегда должно снять вопросы с прозрачностью процедур и доступностью инфраструктуры”, – уверен он. Разрешая продажу государственных земель, необходимо закрыть дыры по безаукционной передаче в частную собственность. По убеждению Мартыненко, безоплатная приватизация — “коррупционная дыра, этот механизм не стимулирует фермерство, он просто позволяет наживаться чиновникам”. Так, предлагается сократить нормы безоплатной приватизации под личное сельское хозяйство — с нынешних двух до одного гектара, упорядочить процесс распаевания земель при приватизации госпредприятий.

Второй этап

После того, как первый этап пройдет успешно, будут выявлены и нивелированы риски, а цена земли поднимется до рыночной, можно будет открыть доступ на рынок гражданам. “Мы прописываем в законе норму, что определенные его статьи начнут действовать с 2019 г. — по нашему мнению, это можно считать рабочим вариантом старта полноценного рынка земли”, – пишет Мартыненко. К этому моменту на рынке земли уже должен быть создан государственный оператор, задачей которого будет выкуп у людей участков по фиксированной цене (в роли такого госагента рассматривается один из государственных банков, а не созданная с нуля новая структура, как это уже было с Земельным банком).

Еще один аспект, давно требующий урегулирования, — это усиление ответственности за самозахват земли. В частности предлагаются такие никогда раньше не использовавшиеся методы, как конфискация в пользу государства урожая, выращенного на самозахваченной земле, введение уголовной ответственности юрлиц и, наконец, определение органа, который может осуществлять контроль за землепользованием.

“Перечисленные новации — самые необходимые шаги для того, чтобы разморозить земельные отношения и дать стимул к развитию”, – резюмирует глава Госгеокадастра.